Скачать 

[Magisteria] Сад Вечности. Культура и искусство стран ислама (Полина Любимова)

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть скрытый контент
Aноним
Ссылка на картинку
Как говорить о Боге, если Его нельзя изобразить? Как выразить бесконечность и гармонию, не отсылая к фигуре, лицу, телу? Искусство ислама отвечает на эти вопросы по-своему, создавая целый мир, где слово становится образом, а орнамент — молитвой.

Полина Любимова, искусствовед, много лет проработавшая в Эрмитаже и посвятившая исламскому искусству более десяти лет исследований, открывает этот мир в новом курсе «Сад Вечности. Культура и искусство стран ислама».

Вы узнаете, что истоки исламского искусства — в VII веке, в Аравии, где, как верят мусульмане, пророк Мухаммад получил откровения от ангела Джибриля, и эти слова стали Книгой. Именно поэтому, например, каллиграфия — не декоративная форма, а божественное искусство письма. Каждая буква арабского алфавита живая и наполнена сакральным смыслом, а тростниковое перо становится продолжением руки каллиграфа.

Полина Любимова объясняет, почему исламское искусство выбирает не изображение, а орнамент. Гирих — строгий геометрический узор, подобный сети звезд, — символизирует бесконечность и порядок божественного мира. Ислими — текучие линии растений, пальметты, цветы — отражают красоту мира земного, созданного Аллахом. Когда эти два мотива соединяются, возникает образ Вселенной, где земное и небесное прорастают друг в друга.

Вы узнаете, что ислам не запрещает изображение живых существ — вопреки распространенному мифу. Запрет касается лишь культа: нельзя изображать Бога или пророка в мечети, чтобы не спутать образ с предметом поклонения. Но за пределами священного пространства художник свободен. Пророк Мухаммад, увидев однажды ткани с изображениями животных в доме своей жены Айши, лишь попросил убрать их со стен — а когда она сшила из них подушки, спокойно сел на них.

Курс рассказывает и о том, как строится мечеть, почему минареты появились не сразу и как исламская архитектура всегда зависит не от времени, а от пространства: от климата, света, материала, вкуса заказчика.

Главная идея, проходящая через все исламское искусство: красота — это имя Бога. «Поистине, Аллах красив, и Он любит красоту». Все, что создано с любовью и вниманием, от огромной мечети до расписной чаши, становится напоминанием о потерянном рае, к которому человек стремится всю жизнь.

Слушайте первые три лекции курса Полины Любимовой на Магистерии уже сейчас. После него все, что вы видите в исламском искусстве — купола, линии, цвет, свет, — начнет звучать иначе.

Программа курса
1. Введение в теорию искусства ислама.
2. Истоки: Омейяды, Аббасиды. Сасаниды.
3. Песнь хрусталя и пламени. Искусство мусульманского Египта.
4. Лабиринты Эль-Магриба. Искусство Северной Африки и мусульманской Испании
5. Луна и лазурь. Иран сельджуков и монголов
6. Лев и солнце. Тимуридский Ренессанс и Золотой век Ирана эпохи Сафавидов
7. Роза и соловей. Иран в период правления Каджаров
8. Край кружевных минаретов. Искусство мусульманской Индии
9. Земля бирюзовых куполов. Искусство мусульманской Центральной Азии
10. Созвездья в орлином краю. Искусство мусульманского Кавказа
11. Новый Рум. Искусство Сельджуков Анатолии
12. Великолепный век. Искусство Османской Империи XIV-XVII веков
13. Эпоха тюльпанов. Искусство Османской Империи XVIII – начала ХХ века
14. Ориентализмы. Мусульманский восток в европейском и русском искусстве
15. Зыбучие ковры и космические мечети. Современное искусство стран ислама

15 лекций, 13 часов 45 минут
Показать больше
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть авторский контент.
Поиск по тегу:
Теги
magisteria культура и искусство стран ислама полина любимова сад вечности
Похожие складчины
Найти больше схожих складчин

Зарегистрируйте учетную запись

У вас появится больше возможностей!

Создать учетную запись

Пройдите быструю регистрацию

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите.

Сверху